Долговая нагрузка на Казахстан остаётся в допустимых пределах. Такой ответ получили депутаты мажилиса от правительства, когда выразили обеспокоенность по поводу ежегодного увеличения государственного долга страны.
В декабре 2015 года депутаты обратились к правительству с просьбой прояснить ситуацию с государственным долгом, который, по их подсчётам, стал довольно значительным.
Как отметили мажилисмены, в июне 2015 года правительство Казахстана заключило соглашение на займ в размере 88 млн долларов США для проекта по стимулированию продуктивных инноваций, а в июле того же года ещё два соглашения: на 40 млн долларов для финансирования повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий и на 100 млн долларов для проекта по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест.
На 2 декабря 2015 года госдолг страны составил более 7 трлн тенге, из которых внешний долг составил 3,2 трлн тенге, а внутренний – 4,3 трлн тенге. В то время как на 1 января 2009 года эта сумма не превышала 1,3 трлн тенге. Депутаты связывают увеличение долга с изменением обменного курса тенге к доллару США и получением новых займов.
По их мнению, такая ситуация может привести к дополнительным затратам из республиканского бюджета, из которого в 2016 году планируется выделить 451 млрд тенге на обслуживание госдолга.
Тем не менее, правительство заявило, что такие цифры не представляют угрозы.
"Государственный долг Казахстана на протяжении последних лет остаётся в безопасных пределах и не представляет угрозы для развития страны", — говорится в официальном ответе правительству.
Согласно этому же ответу, реализация и освоение государственных внешних займов контролируется Министерством финансов, которое ежегодно оценивает эффективность управления бюджетными средствами и проводит аудит эффективности.
Депутаты согласны, что аудит и контроль необходимы, но напоминают правительству о призыве президента "Жить по средствам", который касается не только граждан, но и работы правительства и квазигосударственного сектора. По их мнению, необходимо оптимизировать бюджетную политику, уменьшить внешние обязательства и усилить контроль за квазигосударственным сектором в вопросах погашения их займов за счёт собственных средств.
Долг АО "ФНБ "Самрук Казына" на 30 сентября 2015 года составил 6 279,0 млрд тенге (23,2 млрд долларов США), займы и обязательства АО "НУХ "Казагро" на 30 июня 2015 года – 463,0 млрд тенге (2,5 млрд долларов США), АО "НУХ "Байтерек" – 1 310,0 млрд тенге (7,0 млрд долларов США). В случае неплатежеспособности этих компаний погашение долга может лечь на бюджет. Поэтому заработанные средства квазигосударственного сектора должны направляться на погашение займов, а не на бонусы и административные расходы", — заявили депутаты.
Мажилисмены также призвали правительство следить за эффективностью использования каждого полученного госзайма, так как не все займы идут на неотложные нужды и способствуют развитию экономики.
Правительство заверило, что долг национальных компаний не станет бременем для государства. Несмотря на то, что правительство является основным акционером национальных холдингов, каждый из них самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
Кроме того, на заседании Национальной комиссии по модернизации экономики в сентябре 2015 года было решено, что средства от продажи объектов национальных компаний будут направлены на снижение долговой нагрузки или изъяты в бюджет через дивиденды.
Что касается досрочного погашения, то, по словам правительства, это невозможно, так как долговая нагрузка в пределах нормы, а досрочное погашение возможно только при профиците бюджета.
Алина Альбекова

