Заместитель премьер-министра и министр национальной экономики Казахстана Серик Жумангарин провел встречу с исполнительным директором Американской торговой палаты в Казахстане Джеффом Эрлихом. На открытии встречи вице-премьер подчеркнул положительные результаты заседания Совета по улучшению инвестиционного климата, где обсуждалось внедрение цифровой маркировки потребительских товаров. Он отметил, что правительство высоко ценит вклад иностранных партнеров и Американской торговой палаты в развитие инвестиционного климата в Казахстане. Все предложения и рекомендации, высказанные на заседании, были внимательно изучены.

По словам Жумангарина, встреча с представителями бизнес-сообщества является отличной возможностью обсудить практические аспекты внедрения цифровой маркировки: «Мы считаем, что обязательная цифровая маркировка является эффективным инструментом для снижения доли теневой экономики и повышения прозрачности товарных рынков. Особое внимание уделяется пивоваренной отрасли, где цифровая маркировка позволит оценить эффективность подхода на практике. Введение маркировки пивоваренной продукции позволит сократить объем нелегальной продукции и сделать этот сегмент рынка более прозрачным на 25%».
Согласно программе действий правительства (постановление № 431 от 12 июня 2025 года), обязательная маркировка пивоваренной продукции начнется с февраля 2026 года. Однако для снижения нагрузки на бизнес принято решение отсрочить введение маркировки бутылок и банок до января 2027 года. Это позволит предприятиям постепенно инвестировать в оборудование и адаптацию своих информационных систем.
Исполнительный директор Американской торговой палаты в Казахстане Джефф Эрлих отметил, что международные компании, реализующие крупные проекты в стране, заинтересованы в успешной и поэтапной реализации системы маркировки. Бизнес-сообщество также подчеркивает важность обеспечения сбалансированных сроков внедрения, чтобы сохранить устойчивость инвестиционной активности.

Директор по корпоративным вопросам Efes Kazakhstan Чингиз Каскеев отметил, что бизнес поддерживает внедрение цифровой маркировки и положительно оценивает поэтапный подход правительства. Первый этап маркировки начнется с февраля 2026 года и охватит кеги и бутылки, второй — с января 2027 года, и будет включать банки. Однако, учитывая сроки поставки оборудования и сезонность производства, компания предложила перенести запуск на ноябрь 2026 года.
Жумангарин подчеркнул, что у правительства есть четкий план внедрения маркировки, и важно закрепить сроки, чтобы участники рынка могли своевременно подготовиться: «Мы готовы перенести маркировку бутылок и банок на январь 2027 года, но с учетом сезонности пивоваренной отрасли, маркировка кег должна начаться уже в сентябре 2026 года. Нанесение маркировки на кеги не требует автоматизации и не несет значительных затрат».
Вице-премьер отметил, что в рамках нового налогового кодекса правительство готово рассмотреть возможность дополнительного стимулирования бизнеса через налоговые вычеты, которые могут превышать фактические затраты на внедрение маркировки. Для проработки этого механизма он поручил Министерству национальной экономики и Министерству финансов подготовить соответствующие предложения, чтобы процесс маркировки был экономически выгодным для участников рынка.

