Евразийский экономический союз (ЕАЭС) активно рассматривает возможность создания собственного арбитражного суда. Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергей Глазьев выразил мнение, что учреждение такого органа значительно повысит уровень доверия между предприятиями стран-участниц и расширит их возможности для получения кредитования. Это заявление прозвучало в ходе онлайн-пресс-конференции «Евразийская экономическая интеграция: новые возможности для граждан и бизнеса».
Сергей Глазьев подчеркнул критическую необходимость в собственном механизме для разрешения хозяйственных споров, возникающих между корпорациями. Он отметил, что, несмотря на наличие Суда Евразийского экономического сообщества с его специфическим функционалом, масштабные проекты сотрудничества неизбежно порождают юридические разногласия. В настоящее время компании ЕАЭС часто вынуждены обращаться в арбитражные суды, расположенные в Лондоне, Стокгольме и других странах, что сопряжено с дополнительными издержками. Создание внутреннего арбитражного суда позволит избежать этих расходов и ускорить процесс разрешения конфликтов, способствуя большей экономической интеграции.
Помимо этого, Евразийская экономическая комиссия прогнозирует увеличение темпов роста ВВП стран ЕАЭС до 5% к 2025 году. В промышленном производстве потенциал роста оценивается еще выше – до 8%, однако достижение этих показателей требует значительного наращивания инвестиций. Сергей Глазьев поставил амбициозную задачу: к 2030 году превратить ЕАЭС в самостоятельный центр силы в мировой экономике. Для этого необходимо активно развивать взаимную торговлю, стимулировать совместные инвестиции и реализовать общие программы развития, что позволит выйти на опережающие темпы роста.
В рамках стратегии развития до 2025 года ключевое внимание ЕЭК будет уделять вопросам кредитования, внедрения технологий и развития кооперативного права. Сергей Глазьев акцентировал внимание на роли кредита как основного инструмента авансирования экономического роста. «Без кредитов невозможно обеспечить должный уровень инвестиционной и инновационной активности», – заявил он. Стратегия предусматривает разработку целевых программ, стимулирование совместных инвестиционных проектов, в том числе в сфере инфраструктуры, а также формирование стратегического плана развития ЕАЭС. Для реализации этих целей жизненно важно создать новые инструменты для кредитования, кооперации и привлечения инвестиций.
Министр по промышленности и агропромышленному комплексу Артак Камалян дополнил, что в кооперационные и интеграционные процессы вовлекаются не только крупные корпорации, но и представители малого и среднего бизнеса (МСБ). Для МСБ предусмотрены два основных направления: проект промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, а также проект оптово-распределительных центров.
Первый проект, уже находящийся на стадии реализации, предоставляет предприятиям, особенно субъектам МСБ, информационную платформу для участия в кооперационных цепочках и продвижения своих услуг и товаров. Второе направление – это инициатива Президента Казахстана по развитию оптово-распределительных центров, над концепцией которой сейчас активно ведется работа. Ожидается, что реализация данного проекта позволит субъектам МСБ напрямую участвовать в реализации своей продукции на рынках ЕАЭС, минуя излишних посредников.
Ранее сообщалось, что в первом полугодии 2021 года коллегия ЕЭК рассмотрит план, который обеспечит возможность использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) одной страны-участницы ЕАЭС для участия бизнеса в госзакупках другой страны союза.