Национальный банк Казахстана готовится объявить свое финальное в текущем году решение по базовой ставке 14 декабря. Ранее, 19 ноября, глава регулятора Ерболат Досаев подчеркнул отсутствие оснований для смягчения денежно-кредитной политики, учитывая текущие инфляционные показатели. Однако мнения аналитиков, опрошенных по данному вопросу, разошлись.
По словам Ерболата Досаева, текущий уровень базовой ставки в 9% является адекватным в сложившихся условиях. «Конечно, нам бы хотелось смягчить денежно-кредитную политику, но необходимо быть объективными. По итогам десяти месяцев инфляция в стране составила 7,1%, а наши ожидания к концу года – показатель ниже 8%», – заявил председатель Национального банка на заседании сената парламента.
С июля текущего года, когда базовая ставка была снижена с 9,5% до 9%, регулятор сохранял ее без изменений. Тогда же Национальный банк сузил процентный коридор колебаний с ±2 до ±1,5 процентных пункта.
Старший аналитик Центра странового анализа Евразийского банка развития (ЕАБР) Айгуль Бердигулова прогнозирует сохранение ставки на прежнем уровне. Она объясняет это усилением инфляционного давления, вызванного девальвацией тенге в начале осени, а также ростом цен на продукты питания на мировых рынках. Эти факторы препятствуют замедлению инфляции и способствуют увеличению инфляционных ожиданий.
Независимый аналитик Владислав Туркин считает, что реализация антикризисных программ, финансируемых из государственного бюджета, и различных стимулирующих инициатив, не оставляет Нацбанку возможности для снижения базовой ставки, особенно с учетом специфической структуры экономики Казахстана. Он отметил, что бюджетные расходы, направленные на поддержку спроса, являются сильной проинфляционной мерой.
Туркин также подчеркнул, что одной из ключевых задач Нацбанка является стабилизация валютного рынка, поскольку его колебания могут негативно влиять на инфляцию в условиях сложной макроэкономической ситуации. Снижение верхней границы базовой ставки, по его мнению, могло бы спровоцировать сильные девальвационные ожидания у участников рынка. Таким образом, поддержание текущего уровня ставки и ее верхней границы служит косвенным инструментом поддержки курса тенге.
Директор Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев придерживается противоположной точки зрения. Он считает, что текущий уровень базовой ставки не соответствует задаче по возобновлению экономического роста. Основной проблемой малого и среднего бизнеса, по его словам, является ограниченный доступ к финансированию. В контексте инфляционного таргетирования, Ошакбаев предлагает снизить базовую ставку, возможно, даже до отрицательных значений в реальном выражении (ниже уровня инфляции).
Он утверждает, что режим инфляционного таргетирования в Казахстане работает неэффективно, поскольку процентный канал, регулирующий влияние базовой ставки на денежное предложение, функционирует слабо. Причиной этого являются государственные программы субсидирования кредитных ставок, которые искажают справедливую стоимость денег на рынке.
Ошакбаев заключил, что базовая ставка неадекватна текущей ситуации и требует снижения, поскольку ее воздействие через инфляционное таргетирование уже более пяти лет не дает полного эффекта.
Заместитель председателя правления Нацбанка Акылжан Баймагамбетов ранее также указывал на негативное воздействие льготного финансирования. По его данным, в период с 2015 по 2019 год по различным государственным программам было выдано кредитов на общую сумму 4,3 трлн тенге. Он отмечал, что такой механизм искажает формирование справедливой стоимости ресурсов на кредитном рынке, снижает эффективность процентного и кредитного каналов и приводит к избытку ликвидности в банковской системе.
Аналогичные опасения высказывали и в Ассоциации финансистов Казахстана, отмечая наличие значительного объема ликвидности по нерыночным ставкам. Это приводит к тому, что многие компании, включая МСБ, предпочитают не привлекать средства на бирже, а пользуются госпрограммами с субсидированными ставками, что делает рыночное привлечение капитала нецелесообразным.
Нерыночные условия кредитования и повышенные кредитные риски приводят к тому, что реальная стоимость заемных средств для бизнеса значительно превышает их ожидания. Согласно обзору Нацбанка за III квартал, приемлемая ставка для горнодобывающей промышленности составляет 3,8% (фактическая – 11,3%), для обрабатывающей – 5,4% (фактическая – 10,5%), для строительства – 5,3% (фактическая – 13,5%), для торговли – 7% (фактическая – 11,2%).
В Национальном банке видят возможность снижения базовой ставки не ранее следующего года, при условии стабилизации инфляции. Ерболат Досаев уточнил, что ожидает инфляцию в 2021–2022 годах в пределах коридора 4–6%. В этом случае, по его словам, у регулятора появятся предпосылки для смягчения денежно-кредитной политики.
Владислав Туркин, однако, предупреждает о возможном усилении инфляционного давления в Казахстане из-за реализации отложенного спроса, традиционного пика экономической активности в осенние месяцы, поэтапной отмены карантинных ограничений и предстоящих праздников. Он считает, что вопрос пересмотра ставки следует рассматривать только после уменьшения проинфляционных рисков, реализации основного пакета стимулирующих мер и достижения баланса между совокупным спросом и предложением после экономических шоков, вызванных пандемией и волатильностью на сырьевых рынках.

