Синдицированный кредит представляет собой форму финансирования, при которой заемщику средства предоставляются объединением нескольких кредиторов, именуемым синдикатом. Его основное отличие от традиционного займа заключается в количестве участвующих кредиторов – их всегда двое или более.
Исторически, банковский сектор Казахстана чаще выступал в роли заемщика, нежели кредитора в синдицированных сделках. Например, в 2014 году Банк развития Казахстана (БРК) предлагал банкам второго уровня (БВУ) механизм софинансирования крупных проектов в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР), однако эта инициатива не встретила должного отклика. Тем не менее, казахстанские банки участвовали в синдикатах с иностранными партнерами. Так, в 2013 году ныне ликвидированный Темирбанк и Казком (впоследствии поглощенный Халык Банком) предоставили синдицированный кредит на сумму $8,9 млн таджикскому Ориёнбанку. В 2016 году Цеснабанк выступил как со-участник и ведущий менеджер в синдицированном займе для ОАО «АСБ Беларусбанк» на общую сумму 225 млн евро и $22 млн.
Внутреннее сотрудничество между казахстанскими банками, напротив, оставалось на низком уровне. По состоянию на 1 октября текущего года, доля межбанковских вкладов в структуре фондирования БВУ составляла всего 0,8% (235,9 млрд тенге), а межбанковских займов в ссудном портфеле – лишь 0,5% (84,9 млрд тенге).
**Устранение законодательных пробелов**
Ранее синдицированное кредитование могло осуществляться, но действующее законодательство не содержало специальных положений, регулирующих особенности такого рода займов. В частности, отсутствовало понятие «созалог», описывающее ситуацию, когда несколько кредиторов обладают солидарным требованием к должнику, чьи обязательства обеспечены одним залогом в пользу всех этих кредиторов.
Законопроект, направленный на стимулирование экономического роста (принятый Мажилисом в первом чтении), призван восполнить эти пробелы путем внесения соответствующих поправок в Гражданский кодекс. В числе нововведений – появление термина «созалогодержатели», обозначающего группу кредиторов, имеющих права залога на один объект. Согласно пояснениям к законопроекту, подобное требование возникает, например, у участников банковского синдиката, когда заемщик предоставляет в залог недвижимое имущество для обеспечения возврата средств всем кредиторам как единому целому, так и каждому участнику индивидуально.
В случае неисполнения заемщиком своих обязательств, предмет залога переходит в долевую собственность созалогодержателей. Доли определяются пропорционально размерам их обеспеченных залогом требований. Средства, полученные от реализации залогового имущества, распределяются между созалогодержателями согласно их долям.
Помимо этого, Закон «О проектном финансировании и секьюритизации» впервые вводит официальное определение «синдицированного финансирования». Оно трактуется как метод предоставления финансирования заемщику несколькими кредиторами на основе единого договора займа. Участники синдиката вносят средства в определенных долях в рамках общего кредитного соглашения, при этом каждый кредитор сохраняет самостоятельные права по отношению к заемщику пропорционально объему предоставленных им средств. Членами такого синдиката могут выступать банки второго уровня, Банк развития Казахстана, международные финансовые организации, а также филиалы банков-нерезидентов.
В рамках синдиката участники выбирают банк-агент и управляющего залогом, которые могут быть как из числа участников синдиката, так и сторонними организациями. Банк-агент выполняет ряд ключевых функций, включая ведение реестра кредиторов и учет предоставленных займов, прием платежей от заемщика, распределение полученных средств, а также мониторинг финансового состояния заемщика и целевого использования заемных средств.
Управляющий залогом, в свою очередь, заключает договор залога с залогодателем, реализует все права и обязанности залогодержателей по этому договору и выполняет другие функции, предусмотренные соглашением об управлении залогом. Кредиторы также обладают правом переуступки своих прав по договору займа другому участнику синдиката или иным лицам, соответствующим критериям участия в синдикате.
**Практическое применение и перспективы**
По словам заместителя председателя правления Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Ирины Кушнаревой, формирование синдиката кредиторов обусловливается рядом причин, таких как значительный размер необходимого кредита, повышенные риски (особенно в случае проектного финансирования), а также регуляторные ограничения. «Как правило, речь идет о реализации достаточно крупных проектов, где кредиторы заинтересованы в распределении рисков. В таких ситуациях крайне важно четко определить права и обязанности каждого участника синдиката», – подчеркнула она.
Внесение законодательных изменений, детально регламентирующих условия предоставления синдицированных займов, расценивается как шаг к стимулированию активности банков второго уровня в кредитовании казахстанской экономики. В настоящее время финансирование создания новых производств и модернизации существующих объектов преимущественно осуществляется государством через национальные холдинги и институты развития.
Примером государственного участия служит Банк развития Казахстана, который за последние пять лет профинансировал такие масштабные проекты, как модернизация Шымкентского НПЗ (общая стоимость $1,9 млрд, участие БРК – $932 млн), Казахстанского электролизного завода ($1,018 млрд, участие БРК – $400 млн), строительство Актюбинского рельсобалочного завода ($406,7 млн, участие БРК – 47,7 млн евро и 66,7 млрд тенге) и другие.
Коммерческие банки зачастую избегают участия в подобных проектах из-за их высокой стоимости и сопряженных с ними значительных рисков. Синдицированное кредитование, по мнению Кушнаревой, предоставит банкам возможность объединить ресурсы и распределить риски, что позволит им участвовать в финансировании крупных инициатив.
«Особенно перспективными выглядят синдикаты между Банком развития Казахстана и частными коммерческими банками. В таких схемах риски по проекту могут быть дифференцированы в зависимости от стадии и суммы. Например, БРК, учитывая его мандат и доступную стоимость фондирования, мог бы взять на себя инвестиционную часть проекта, а коммерческие банки могли бы подключаться на более короткие сроки», – предложила представитель АФК.
Именно такой формат сотрудничества был предложен банкам в 2014 году тогдашним председателем правления БРК Болатом Жамишевым. Предполагалось, что заемщик обеспечивал 20% финансирования проекта, а оставшиеся 80% распределялись между БРК и банками-партнерами в различных пропорциях. Основной акцент делался на проектах в обрабатывающей промышленности и инфраструктуре. По словам Жамишева, программа софинансирования с БРК позволила бы бизнесу получать более дешевые и долгосрочные средства оперативнее.
В рамках подготовки к внедрению синдицированного финансирования БРК стал членом Ассоциации кредитных рынков (LMA) и внес необходимые изменения в свои внутренние регламенты кредитных процедур. Однако, несмотря на все усилия, ни один банк второго уровня так и не присоединился к этой программе софинансирования.