Вход

Куда уходят миллиарды?

13 октября 2019 00:00

Депутаты Сената Парламента Республики Казахстан совместно со Счетным комитетом активно работают над введением административных штрафов для должностных лиц в Кодекс об административных правонарушениях за неэффективное использование бюджетных средств. Инициатива направлена на то, чтобы административные меры наказания были соразмерны причиненному ущербу и не носили исключительно формальный характер.

Поиск ответственных за финансовую дисциплину

На заседании совета по совершенствованию бюджетного законодательства, состоявшемся 2 октября в Сенате РК, министр национальной экономики Руслан Даленов поднял вопрос о низкой эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых в рамках государственных программ. По его данным, в период с 2011 по 2018 годы по десяти госпрограммам было освоено 9 триллионов тенге, при этом 608 миллиардов тенге были использованы неэффективно.

Представляя парламентариям «Дорожную карту по реформированию бюджетного процесса», глава Минэкономики предложил ряд поправок в постановление о системе государственного планирования. Эти изменения предусматривают усиление оценки социально-экономического эффекта от реализуемых программ, анализ результатов предыдущих программ, а также проведение внеплановых оценок государственных программ.

Помимо этого, предлагается внедрить механизм встречных обязательств для представителей бизнес-среды, получающих государственную поддержку.

Было также высказано предложение о возложении на чиновников ответственности за неэффективную деятельность, допущенную на предыдущих должностях, независимо от смены места работы.

Ранее, в июне текущего года, на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК во время обсуждения отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2018 год, председатель Счетного комитета Наталья Годунова заявила, что некачественные бюджетные решения привели к неэффективным расходам на сумму 138 миллиардов тенге. Она также уточнила, что к дисциплинарной ответственности были привлечены 224 сотрудника, из которых лишь 9% составляли руководители.

Госпожа Годунова в своем выступлении подчеркнула необходимость введения обязательной ответственности для должностных лиц за финансовые нарушения, а также за неэффективное планирование и использование бюджетных средств.

Еще одно замечание главы Счетного комитета касалось оптимизации сметной стоимости объектов, строящихся за счет бюджетных средств. По информации Натальи Годуновой, только 32% разработанной и прошедшей экспертизу проектно-сметной документации (ПСД) в итоге реализуется. Остальная часть ПСД остается невостребованной, со временем устаревает, что требует корректировок, проведения повторной экспертизы и, как следствие, выделения дополнительных бюджетных средств.

Предложения Счетного комитета особенно актуальны, учитывая многочисленные долгострои, затянувшиеся проекты и постоянные корректировки ранее утвержденных планов, которые встречаются во всех регионах Казахстана.

Образовательные центры Министерства образования и науки: примеры неэффективности

Ярким примером неэффективности стало строительство межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров для машиностроительной отрасли на 700 ученических мест в Усть-Каменогорске. Сдача объекта была запланирована на декабрь 2013 года. Министерство образования и науки перечислило подрядной организации «ЗАК Сервис» 2,9 миллиарда тенге. Однако уже в процессе строительства выявились серьезные нарушения.

В результате, вице-министр МОН РК Саят Шаяхметов, директор ТОО «Дирекция строящихся объектов образования и науки РК» Александр Пак и генеральный директор подрядной компании «ЗАК Сервис» Алексей Тутубалин предстали перед судом. Было доказано хищение бюджетных средств на сумму 917 миллионов тенге из выделенных 2,9 миллиарда. Фигуранты дела были приговорены к лишению свободы на сроки от 7 до 7,5 лет.

Между тем, недостроенный центр несколько лет оставался без надлежащего контроля. В январе 2018 года объект был передан на баланс отдела строительства города Усть-Каменогорска.

На протяжении всех этих лет вопрос завершения строительства центра оставался нерешенным. Только в 2019 году ситуация начала меняться. В начале года отдел строительства Усть-Каменогорска провел конкурс по определению подрядчика для технического обследования объекта. Победителем стало ТОО «MostStroiRemont», стоимость работ составила 30,5 миллиона тенге. Общая сумма, которую местный бюджет потратит на завершение этого затянувшегося проекта, станет известна после завершения обследования. Пока неизвестно, каким образом городские власти планируют эксплуатировать объект, доставшийся им от Министерства образования, после его окончательной достройки.

Схожая ситуация сложилась и со строительством межрегионального учебного центра по подготовке кадров для топливно-энергетической отрасли на 700 ученических мест в Экибастузе Павлодарской области. Этот проект также реализовывался Министерством образования. Строительство стоимостью 4,5 миллиарда тенге началось в 2009 году. Сроки сдачи неоднократно переносились – сначала на 2011, затем на 2012 год. На финальном этапе строительства выяснилось, что центр построен без дренажной системы, что привело к затоплению подвалов грунтовыми водами и разрушению некоторых конструкций. Министерство образования, по всей видимости, утратило интерес к объекту, и он до сих пор не введен в эксплуатацию.

Положительные изменения в завершении строительства начались после передачи объекта на баланс областного акимата. Была разработана новая ПСД (по информации местных СМИ, на достройку центра потребуется 2,8 миллиарда тенге) и определен подрядчик – павлодарская компания ТОО «Портал-ПВ». В 2018 году строительство возобновилось усилиями местных властей. Ожидается, что учебный центр начнет функционировать уже в следующем году.

Наследие беглого экс-акима: Атырауские долгострои

В Атырауской области также существует ряд незавершенных дорогостоящих проектов, начатых во время правления акима Бергея Рыскалиева. Среди них – киноконцертный зал на 1200 мест с Музеем искусств и выставочным залом стоимостью 3,7 миллиарда тенге, а также банно-оздоровительный комплекс стоимостью 840 миллионов тенге. Оба объекта расположены в Атырау, и их сдача планировалась на конец 2012 года. Однако строительные работы были приостановлены осенью 2012 года в связи с уголовным делом против бывшего акима Атырауской области Рыскалиева и руководителей ряда подрядных компаний, обвиняемых в хищениях миллиардов бюджетных средств.

В декабре 2013 года на заседании областного маслихата были представлены результаты обследования здания концертного зала, проведенного научным институтом Комитета по делам строительства по заказу Атырауского областного акимата. Эксперты заключили, что 90% железобетонных конструкций недостроенного концертного зала необходимо демонтировать из-за угрозы обрушения.

Тем не менее, летом 2014 года местные власти объявили о возобновлении работ по завершению строительства киноконцертного зала с планируемой сдачей объекта во второй половине 2017 года. Как сообщили изданию «Курсив», разработкой ПСД для завершения строительства киноконцертного зала с 2015 года занимается Алматинский проектный институт «ПТИ Пищепромпроект». На эти работы из бюджета было выделено 59 миллионов тенге. Окончательная стоимость строительных работ будет определена после завершения проектирования и получения заключения госэкспертизы. Срок разработки обновленной ПСД, установленный местными властями, истекает в конце текущего года.

По второму долгострою – банно-оздоровительному комплексу – управление строительства Атырауской области не предоставило ответа на редакционный запрос «Курсива». Таким образом, дальнейшая судьба недостроенного банного комплекса остается неизвестной.

При этом ежегодно из местного бюджета выделяются средства на охрану этих незавершенных объектов. В текущем году охранные услуги на два объекта предоставило ТОО «DetectiveSecurity», что обошлось бюджету в 8 миллионов тенге.

Планировали одно – получили другое: городские проекты Атырау

Помимо крупных долгостроев, в Атырауской области немало и менее дорогостоящих проектов, реализация которых также затянулась на неопределенный срок, а о некоторых из них местные власти, по всей видимости, подзабыли.

Например, летом 2012 года на селекторном совещании было объявлено о выделении 1,8 миллиарда тенге на ремонт цокольных этажей двенадцати многоэтажных домов для оборудования их под дошкольные мини-центры. Ремонтные работы были выполнены, однако ни один мини-центр так и не открылся. Согласно информации, предоставленной акиматом города Атырау, в 2012 году городской отдел строительства выделил на ремонт указанных помещений не 1,8 миллиарда, а 453,9 миллиона тенге. В настоящее время лишь три помещения переданы в доверительное управление сроком на 10 лет: ОО «Спортивный клуб смешанных единоборств «Западный Альянс», ОФ «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат» и ОО «Мугедекалеми».

Другим неудавшимся проектом атырауских властей стал «Интеллектуальный транспорт». В 2015 году в рамках его реализации было закуплено 250 GPS-трекеров, 250 автоинформаторов для городских автобусов и 20 информационных табло для установки на остановках. Общая стоимость оборудования составила 39 миллионов тенге. Однако система «Интеллектуальный транспорт» так и не заработала с момента запуска проекта. Право на обслуживание оборудования передавалось от компании к компании в течение нескольких лет, но никому не удалось наладить работу программного обеспечения, и внедрение проекта временно приостановлено.

В рамках текущего проекта по строительству городских автодорог в Атырау предусмотрено создание велосипедной дорожки по проспекту Бейбарыса длиной 15 км. Ее стоимость оценивается в 207 миллионов тенге. Это будет вторая велосипедная дорожка в областном центре. Первая, длиной 4,5 км, пролегла вдоль автомобильной дороги по проспекту Абылхаир хана в направлении аэропорта и обошлась бюджету в 250 миллионов тенге. Однако она не нашла должного внимания у велосипедистов, поскольку фактически оторвана от города, не имеет безопасных подъездных путей и ведет «в никуда».

Источник